Тим Бородин (tima) wrote in spacetime,
Тим Бородин
tima
spacetime

Category:

Полвека назад или Начало другого мира.(71)

Пролог
==========

Если кто не знает, раньше в Штатах самолеты между Вашингтоном, Нью-Йорком и Бостоном летали как ходят электрички между Ригой и Юрмалой - каждые полчаса. И назывались эти самолеты - шаттлы. Когда в начале века наша старшая училась в Вашингтоне, мы купили ей 8 "проездных" на такой шаттл. Когда тебе надо, приезжаешь на метро в Рейган, идешь на регистрацию, отрываешь один проездной и проходишь в самолет до Бостона.



17 марта 1970 года в День Святого Патрика вечерний шаттл из Ньюарка в Бостон, выполнявшийся самолетом Дуглас DC-9 авикомпании Истерн, рейс 1320, был заполнен примерно на две трети. Три молодые и красивые стюардессы (Арлин Альбино - 22 года, Сэнди Сальцер - 26 лет и старшая команды стюардов Кристин Питерсен - 25 лет) споро усадили пассажиров, быстро протараторили инструкции и сели на свои места для взлета. Чтоб вы знали, в те времена авиакомпании могли устраивать неожиданные проверки стюардессам на предмет их веса, поэтому все стюардессы были молодыми, симпатичными, как на подбор, и многие девчата пользовались диуретиками и другими аналогичными средствами, чтобы держать свой вес в указанном лимите, иначе они вполне могли лишиться работы. Можете мне поверить на слово, все три девочки были - что надо.

Полет из Ньюарка в Бостон не занимал и часа, поэтому через 30 минут после взлета Арлин и Кристин пошли по проходу, чтобы получить с пассажиров оплату за проезд. В шаттлах того времени не надо было покупать билет и платить заранее или при регистрации, оплата за полет взималась прямо во время полета и составляла на тот момент 21 доллар. Девочки еще даже не успели обойти всех пассажиров, как в кабине загорелись огни "Пристегнуть ремни". Было чуть больше 8 часов вечера, в иллюминаторах самолета пассажиры уже видели огни приближавшегося Бостона.

Два менеджера завода Дженерал Электрик в городке Линне, штат Массачусеттс, Ал Кавальери и Ллойд Педерсен, возращались из командировки в Северную Каролайну именно на шаттле Истерн 1320. 43-летний Ллойд отслужил в ВВС США, поэтому моментально мог заметить в воздухе любые странности, не ускользавшие от его взгляда. Вид прошедшей из хвоста в голову самолета напряженной стюардессы, следом за которой нога в ногу следовал тип, напоминавший хиппи, тут же привлек внимание Ллойда. Руки типа были скрыты наброшенным на них пальто, пара проследовала по проходу когда уже зажглись огни "Пристегнуть ремни", и самолет начал снижение, заходя на посадку в аэропорт Бостона. Тем временем стюардесса подошла к двери кокпита, сняла трубку телефона и что-то коротко в нее сказала, повесив трубку на место. После этого она обменялась короткими репликами с "хиппи", снова подняла телефон и о чем-то поговорила с экипажем самолета. Дверь кокпита открылась, "хиппи" шагнул внутрь, дверь закрылась. Ллойд повернулся к Алу и сказал:"Ал, это какая-то херня, тут что-то не то - этот чувак не должен быть в кокпите." На что Ал согласился и предположил:"Может, это очередной угонщик?"

Отдельно следует сказать, что в 60-х годах угоны самолетов были в Штатах совершенно обычным делом. Только в 1969 году самолеты этой самой авиакомпании Истерн угонялись 10 раз. А за 1968-1969 годы в США произошло более 50 угонов самолетов. Как правило, все они оканчивались одинаково - угонщики требовали изменить курс и лететь на Кубу, надеясь получить там политическое убежище. Все эти случаи завершались мирно, никаких жертв не было, даже сами пассажиры всегда с интересом "участвовали" в процессе, считая его в худшем случае небольшим неудобством.

Сэнди возвращалась из носа самолета на свое место в хвосте корабля. Ллойд рукой преградил ей путь и спросил:"Мы летим на Кубу?" На что девушка ответила твердым:"Нет, что вы! Все в порядке." Ал, глядя в иллюминатор, показал Ллойду на удалявшиеся огни аэропорта Логан - самолет уходил на восток в Атлантику и набирал высоту. Вскоре Бостон пропал из виду. Внезапно из кокпита донеслись два выстрела. Потом тишина, и еще два. Дверь кокпита открылась и оттуда в проход между рядами вывалилось тело.

Пока Арлин и Кристин собирали оплату с носовой части пассажиров самолета, Сэнди делала тоже самое в хвосте. Очередь дошла до странного типа, который в полутемном салоне самолета сидел в темных очках и убогом застегнутом до шеи пальто. "21 доллар, сэр," - попросила Сэнди. Тот замешкался, полез в карман, достал несколько купюр и протянул стюардессе. Она пересчитала банкноты - 16 долларов. "Этого недостаточно, сэр, нужно еще 5 долларов" - вежливо сказала девушка. Тогда тип достал из-под своего кресла коробку от фотоаппарата, открыл ее и вынул оттуда револьвер. "Не волнуйся, детка, это не для тебя, я всего лишь хочу видеть капитана. Давай-ка двинем к нему в гости." Стараясь сохранять спокойствие, Сэнди попросила владельца револьвера накрыть его чем угодно, чтобы не посеять панику среди пассажиров. На удивление мужчина согласился, сняв и накинув на руки свое пальто. Таким тандемом они проследовали через весь самолет, у двери кокпита девушка сказала своему конвоиру:"Вы не можете туда пройти, мне надо сначала им позвонить." - "Ну, так звони."

Командиром экипажа Истерн 1320 в тот вечер был 35-летний Боб Уилбур, вторым пилотом - 30-летний Джим Хартли. Когда в кабине прозвенел звонок и голос Сэнди произнес:"Капитан, тут какой-то мужчина желает с вами поговорить. И у него в руках пистолет." Боб, не дослушав до конца, ответил:"Сэнди, мы сейчас очень заняты, мы идем на посадку, давай чуть позже." Сэнди повесила трубку и сказала обладателю револьвера:"Они очень заняты, мы идем на посадку." - "Что значит очень заняты?!! Звони снова!" Стюардесса вновь сняла трубку телефона и повторила:"Капитан, вы, видимо, меня не поняли - тут мужчина и у него пистолет!" Дверь кокпита открылась, "хиппи" шагнул внутрь, дверь за ним закрылась. Сэнди отправилась на свое место в хвосте корабля, когда ее путь по проходу преградил один из пассажиров с вопросом:"Мы летим на Кубу?" на что Сэнди тут же отреагировала:"Нет, что вы! Все в порядке."

Боб Уилбур отслужил в ВВС США 5 лет, налетав сотни часов на Ближнем Востоке, в Африке и Европе. И хотя он не участвовал в боях, его подготовки и тренировок со стрелковым оружием хватило, чтобы распознать, что в руках у непрошенного гостя находится кольт 38-го калибра. Для начала капитан предложил мужчине присесть на откидное кресло, но тот остался стоять. После чего Боб спросил чего, собственно, хочет гость? Есть ли у него какой-то конкретный план? Ответ Бобу очень не понравился:"Man, I don't know what is wrong with me. I'm all fucked up. Just fly east." Капитан корабля объяснил угонщику, что топлива у самолета не так много, поэтому хорошо бы узнать планы. Ответ был очень тревожным:"Дашь мне знать, когда топлива останется на три минуты полета."

Пока Боб разговаривал с пришельцем, Джим передал в диспетчерский пульт Бостонского аэропорта кодовый сигнал бедствия. После чего второй пилот связался с диспетчерами по радио и сказал:"Истерн 1320 Бостону, мы отваливаем от аэропорта и двигаем на восток в океан." - "Истерн 1320, у вас какие-то проблемы?" - "Да."

После нескольких минут полета в полном молчании Боб спросил у незнакомца:"Как ты смотришь на то, чтобы мы повернули назад?" - "Валяй," - ответил тот. Самолет заложил широкий вираж, принимая курс на Бостон. Джим сообщил диспетчеру Бостона:"Истерн 1320 Бостону, мы возвращаемся." Когда разворот был выполнен, угонщик удостоверился:"Мы идем на Бостон?" - "Да," - ответил помощник командира. Угонщик поднял свой кольт и выстрелил в спину Джима. Когда Боб, оторвавшись от штурвала, повернулся к незнакомцу, тот вскинул револьвер и выстрелил в капитана судна.

Первая пуля кольта вошла в спину Джима, раздробив левую лопатку, пройдя через легкое, пронзив аорту и выйдя через правую подмышку. Даже доктора позднее не могли объяснить как раненый Джим мог найти силы, вскочить из своего кресла, навалиться на террориста, выхватить у него из рук револьвер и дважды выстрелить в нападавшего. После этого Джим свалился назад в свое кресло и больше не двигался. Как не двигался после двух пуль вывалившийся из кокпита непрошенный гость. Правда, второй его выстрел прострелил обе руки капитана самолета, из форменной рубашки которого на пол кокпита потекла кровь.

Понимая, что теряет кровь и непонятно сколько еще продержится, Боб выжимал из ДС-9 все, что мог, все его 288 миль в час, одновременно связавшись с диспетчером Бостона, передав:"Истерн 1320 Бостону, мы идем в Логан, второй пилот ранен, обеспечьте нам полицию и скорую!" Бостон откликнулся:"Истерн 1320, вижу вас, вы в 13 милях, заходите на посадку, правда перед вами будет садиться частный самолет, так что вам придется подождать." В разговор вмешался пилот самолета Америкэн Аирлайнс 380, слышавшего переговоры:"Call the police and an ambulance you idiots! The Eastern behind us - the copilot is shot! The copilot is shot!" После чего вышка Логана скомандовала частному самолету уйти на второй круг и дала зеленый свет на посадку Истерн 1320. Времени на стандартный заход на посадку у Боба не было, он посадил самолет на скорости в полтора раза выше рекомендуемой для посадки.

Ллойд Педерсен и Ал Кавальери, спустясь по трапу самолета, остановившегося возле 12-го выхода в здание аэропорта, быстренько добрались до своих машин и разъехались по домам. Жена Ллойда, открыв ему дверь их дома в Пибоди, поразилась его виду и спросила:"Что случилось? На тебе лица нет!" Ллойд ответил коротко:"Включи телевизор."

В 9 вечера в доме Боба и Аниты Уилбур в городке Fair Lawn, штат Нью Джерси, раздался телефонный звонок. "Алло," - сказала Анита. "Вы - миссис Уилбур?" - "Да." - "Ваш муж - капитан Уилбур?" - "Да. А кто это говорит?" - "Это корреспондент газеты из Калифорнии. Вы в курсе, что произошел угон самолете авиакомпании Истерн?" - "Мама, включи телевизор!" - закричала Анита гостившей у них матери. В этот момент раздался звонок в дверь дома, на пороге стоял пилот компании Истерн, живший неподалеку. Голос в трубке не унимался:"Ваш муж - капитан или второй пилот?" - "Капитан." - "Это хорошо, потому что второй пилот погиб." Анита без сознания рухнула у телефона. "Мэм!" - надрывался голос в качающейся на проводе трубке, - "Мэм! Вы меня слышите? Мэм!"

Джима Хартли привезли в бостонский МассДженерал госпиталь в 8:35 вечера уже мертвым. Паталогоанатом установил, что смерть наступила через пару минут после ранения: кровь, хлеставшая из разорваной аорты, заполнила его легкие и грудь. Врачи так и не поняли как он после такого ранения смог подняться из своего кресла и перебороть нападавшего, сделав при этом еще два выстрела. Серьезность ранения Боба Уилбура и то, что он при этом в одиночку посадил самолет с 72 пассажирами, тоже потрясла врачей. Хирург МассДженерал госпиталя Ашби Монкюр, делавший первую операцию Бобу, обнаружил, что пуля кольта, пройдя через обе руки пилота, наделала массу разрушений: ему пришлось сшивать сухожилия на правой руке, наращивать кожу на входном отверстии, взяв ее с бедра раненого, и вынимать из левого бицепса осколки пули, распавшейся на две части и сшивать бицепс из кусочков. В результате Уилбуру было сделано несколько операций, и выписали его из госпиталя только через 28 дней.

Угон авиарейса Истерн 1320 стал первым в истории США угоном самолета со смертельным исходом. Кольт 38-го калибра был украден у полицейского по имени Том Брэди. 4 патрона револьвера были отстреляны, два неиспользованных находились в барабане. Рядом с креслом террориста был найден мешок, в котором были еще 34 патрона.

19 марта 1970 года, через два дня после угона самолета Истерн 1320 министр транспорта США Джон Волп провел заседание для обсуждения введения мер по предупреждению угонов самолетов. ООН объявила, что собирает свою специальную сессию в Монреале для обсуждения проблемы воздушного пиратства. На самом деле особо обсуждать было нечего: эксперты давным-давно призывали авиакомпании начать проводить проверку пассажиров и их ручной клади. Но авикомпании не желали это делать по двум причинам: во-первых, из-за увеличения стоимости своих операций и, во-вторых, чтобы не создавать неудобств пассажирам и не распугивать их этими мерами. То, что случилось 17 марта 1970 года радикально изменило ситуацию. Авиакомпании не могли больше игнорировать действительность и начали принимать меры.

Когда три недели спустя Арлин Альбино вновь вышла на работу, и, стоя у стойки, регистрировала пассажиров на свой рейс, работник авиакомпании обмахивал каждого пассажира какой-то странной палкой, издающей писк. "Что это такое?" - спросила его Арлин. "Металлодетектор," - ответил тот. "О, боже," - поняла Арлин - "они это делают из-за того, что случилось с нами!"

11 сентября 1970 года президент Никсон объявил о принятии новых мер для предотвращения угонов самолетов, включая дополнительный персонал для проверки пассажиров и досмотра багажа, а также установки электронных видеокамер в аэропортах. Месяцем позже министр транспорта Волп объявил о создании нового отряда - 2000 авиамаршалов, которые будут находиться в самолетах разных авиарейсов и иметь при себе оружие. И, наконец, в январе 1973 года Федеральная Администрация Авиации обязала все авиакомпании проводить проверку всех пассажиров и всей ручной клади. Меры моментально дали результат: если с 1968 по 1972 год в США было совершено 124 угона самолетов, то за 1973 год произошел всего один такой случай.

Второй раз мир и вся пассажирская авиация изменились 11 сентября 2001 года. И второй раз это снова произошло, связав между собой Ньюарк и Бостон.

Эпилог
=======
В 1989 году Истерн Аирлайнс объявили банкротство, продав свой шаттл сервис Доналду Трампу за 365 миллионов долларов. Через два года Трамп объявил о банкротстве этого предприятия.

Боб Уилбур летал капитаном корабля на самолетах Истерн Аирлайнс до ее банкротства, перейдя после этого в авиакомпанию Сауди Арабиан Аирлайнс. В 60 лет он вышел на пенсию и живет сейчас во Флориде со своей женой Анитой. Он не любит говорить о том случае и всячески старается быть незаметным, считая настоящим героем рейса Истерн 1320 Джима Хартли. Сегодня Боб отметил свой 86-ой день рождения.

Сэнди Сальтцер закончила работать стюардессой в 80-х, после чего получила мастерскую степень в counseling и до сих пор работает в раковом центре в Рочестере, штат Нью-Йорк.

Кристин Питерсен после того угона ушла из Истерн Аирлайнс, работала в медицинских офисах и консультантом по уходу за кожей. Кристин умерла в 2004 году.

Арлин Альбино прекратила работать стюардессой в 1975 году, получила степень бакалавра психологии, а через какое-то время стала юристом. Несколько лет назад она связалась с семьей Уилбуров, и с тех пор они поддерживают связь. "У меня есть жизнь. И это только благодаря Бобу,"- говорит Арлин.

Ллойд Педерсен ушел на пенсию в 1990 году. Он продолжал летать в командировки, когда это было необходимо, но никогда этого не любил. Он все еще проживает в Пибоди и недавно отметил свой 93-ий год рождения.

Ал Кавальери умер в 2013 году в возрасте 91 года.

Выживший после двух ранений Джон Дививо, совершивший нападение на экипаж корабля Истерн 1320 и ожидавший суда по обвинению в убийстве второго пилота Джима Хартли, повесился на шарфе в своей камере тюрьмы Чарлз Стрит на Хэлллувин 1970 года.




На фотографии - бывшая стюардесса Анита и капитан корабля Боб Уилбуры.
Subscribe

  • Не ждали?

    Расскажу вам, товарищи, как я в первый и в последний раз в жизни подделал оценку. А дело было не в средней школе. В школе-то каждый подделает. Дело…

  • Декамерон во время коронавируса

    Привет! Эта запись внеочередная, все участники сообщества приглашаются в комментарии к ней рассказывать истории. Правило простое: в каждой истории…

  • Рецепт консервации "короны" в собственных словах (72)

    Наверное должно изначально случиться что-то такое вроде бы как сейчас. Такой себе локальный "апокалипсис нау". Чтобы в застывшем бетоне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments